На концерты певицы зрители приходят целыми семьями, младшие поклонники её творчества ходят в детский сад, старшие уже давно на заслуженном отдыхе. На концертах в Курской области она исполнила полюбившиеся нам песни, радовала новыми композициями. В Солнцевском доме культуры, где Юлия дала один из своих концертов, на сцену поднялись и курские артисты – ансамбль «Планета детства» из Солнцевской детской школы искусств. Юные танцоры выступали, когда Юлия пела песню «Рождество». Певица не случайно выбрала Солнцево для одного из своих концертов – эти места ей родные. Неподалёку, в селе Плоское, живёт её дядя, здесь певица ребёнком часто гостила у бабушки с дедушкой.
Второй концерт прошёл в киноцентре духовной культуры имени М.С. Щепкина. Как и в предыдущие годы, зрители долго не хотели отпускать Юлию со сцены, просили исполнить любимые песни: «Царица небесная», «Молитва», «Боже, спаси Россию» и др. После концерта певица долго общалась с курянами, давала автографы, каждый мог сфотографироваться с любимой исполнительницей.
– Юлия, вы композитор, а слова песен как рождаются?
– Пишу музыку на стихи русских поэтов-классиков и современных поэтов. Среди авторов – инок Всеволод Филипьев, протоиерей Андрей Логвинов, написаны песни и на стихи моего духовного отца – протоиерея Сергея Гусельникова. Дарят слова песням и мои слушатели. Одна из них – Антонина Ромашкина из Краснодарского края. Она прислала стихи на листочке из школьной тетради, в почтовом конверте. Они мне очень понравились, так родилась песня «Матушка-Богородица».
– Почти на каждую песню у вас есть замечательный видеоряд, который помогает лучше почувствовать характер песни. Кто их создаёт?
– Их создают мои зрители, слушатели и присылают мне на почту. Профессиональных клипов у меня пока нет, хотя, конечно, хотелось бы многое сделать, есть творческие идеи, но это в будущем. Я очень благодарна моим соавторам, помогающим мне в моём творчестве.
– Славянская – это псевдоним?
– Да, его предложил мой папа, Николай Васильевич Борисов. Он всегда сопровождает меня на концертах, помогает во всём. Кстати, диплом в ГИТИСе вручала мне моя полная тёзка – народная артистка СССР Юлия Борисова.
– Ваш папа – музыкант?
– Нет, в нашей семье профессиональное музыкальное образование только у меня. Но все очень любят музыку, играют на гитаре. Мама более 30 лет поёт в фольклорном ансамбле.
– Расскажите о вашем творческом пути до того, как вы стали исполнять духовные песни.
– Сотрудничала с композиторами Шаинским и Гладковым – исполняла роли в сказках «Белоснежка и семь гномов», «По щучьему велению» и др., несколько раз была лауреатом Всероссийского конкурса бардовской песни. Пела с мамой и сестрой народные песни. Пела с детства – и дома, и в школе, и на улице.
– Молодые исполнители обычно стремятся на эстраду. Не было ли желания уйти в шоу-бизнес?
– Когда уже училась в ГИТИСе, ко мне обратился продюсер и предложил «раскрутку» на эстраде. Договор, который я должна была подписать, подразумевал, что в течение пяти лет я должна исполнять репертуар, который мне строго утвердят, не могла его изменить, не имела права выходить замуж. Я отказалась. В то время я была влюблена, вскоре вышла замуж, уехала с мужем в Самару.
– Как начали петь духовные песни?
– Однажды бабушка моего мужа, Полина Филипповна, принесла мне тетрадь со стихами, переписанными от руки, и попросила их «напеть». На моё недоумение: «Как же я напою, здесь только слова?» – ответила: «Ты свой мотив придумай». Так и появилась первая песня «Пробудись, душа…», она дала название и первому альбому.
– В первом альбоме все песни на стихи неизвестных авторов?
– Да. Бабушка называла эти стихи кантами, их переписывали, передавали друг другу. Так случилось, что вскоре после записи первого альбома я заболела и, выздоравливая, не раз про себя читала стихи из бабушкиной тетрадки, напевала их. Думаю, тогда Господь укрепил меня в вере, и я поняла, что эти песни и другим помогут. Когда Пелагеи Филипповны не стало, я несколько лет не отваживалась написать музыку на стихотворение «Завещание матери», который бабушка передала мне незадолго до своей кончины. Я даже не могла читать эти строки. Когда всё же песня родилась, мне захотелось найти автора. Это известный псковский пастырь протоиерей Валентин Мордасов. Батюшка почил в 1998 году, так и не получилось показать ему песню. Светлая память ему и Пелагее Филипповне. Эта песня-наставление всегда в моём сердце.
– Когда сегодня вы пели «Письмо украинского солдата», зрители плакали. Расскажите историю этой песни.
– Мои друзья нашли эти стихи в интернете. С первых строк я поняла: песня будет.
Мама, я в плену, но ты не плачь.
Заштопали – теперь как новый.
Меня лечил донецкий врач –
Уставший, строгий и суровый.
Лечил меня – ты слышишь, мам!
Я бил по городу из «Града»,
И полбольницы – просто в хлам!
Но он меня лечил, так надо!
Господи, помилуй, Господи, прости меня!..
- Последних строк в тексте не было. Но без них, мне кажется, нельзя. Первый раз я пела её в Сергиевом Посаде. Молодые ребята, солдаты, они были среди слушателей, хорошо её приняли. Но как примут в Донецке те, кто воевал, я, конечно, не знала. Позже мне пришлось побывать в одной из тех больниц, и я по-настоящему прочувствовала смысл песни. Видела и врачей, спасавших солдат, которые «били по городу из «Града». Медики рассказывали: у некоторых тех ребят на руках были татуировки – фашистские свастики. Их, конечно, «лечил донецкий врач».
– Как прошёл концерт в Донецке? Не было страшно?
– Я целый год стремилась к этому. Когда собралась, страха не было. В мирное время, когда ты среди родных и близких, взрывы и стрельба кажутся чем-то далёким. Дети мои очень волновались. Я благодарна Богу и своим друзьям за то, что побыла там, увидела всё своими глазами. Концерт состоялся в Донецкой филармонии. Наверное, это было одно из лучших моих выступлений за последнее время. Зал аплодировал после каждой песни. А на такие, как «Белый Ангел», «Новый Афон», «Письмо украинского солдата» люди аплодировали стоя. Думаю, потому что эти песни связывает общая трагедия, война – в Сербии, Абхазии, на Донбассе…
– Знаю, что вы пели для детей Донецка. Расскажите об этом.
– После того, как прошёл концерт в Донецке, я приезжала туда как волонтёр. Встречалась с детьми в бомбоубежище. Это были семьи, чьи дома разрушены. Ко времени, когда я приехала в Донецк, они уже почти год жили там. Люди всеми силами старались как-то оборудовать помещение, сделать его похожим на жилое, но, конечно, это почти невозможно. Там было много малышей, большинству не было и трёх лет, многие были простужены, не хватало памперсов. Когда я пела, один малыш всё пытался посадить мне на руки котёнка. А другой очень хотел накормить меня сладостями, которые им привезли. Слушали внимательно. Хотелось схватить всех в охапку и убежать. На собранные деньги мы купили 50 обогревателей... Запомнилась 14-летняя девочка, которая совсем не боялась взрывов. Её бабушка объяснила: внучке сначала было очень боязно, она не могла слышать выстрелы, грохот орудий, и вдруг с какого-то момента стала к ним совсем равнодушна. Мне кажется, это и есть самое страшное.
– Юлия, вы в нашем городе не впервые. Расскажите, изменился ли курский зритель?
– В Курске по-прежнему очень добрая, чуткая публика. Радует, что с каждым годом на концертах всё больше молодёжи.
Беседовала Елена Гамова.