Когда лауреат недавнего фестиваля «Символы Великой России» Юлия Славянская выходит на сцену и начинает петь, аккомпанируя себе на гитаре, то первым делом отмечаешь созвучие ее внешности и фамилии духу исполняемых ею песен. И невольно с гордостью отмечаешь про себя - до чего все-таки красивы женщины-самарчанки! Однако парадокс в том, что Юлия Славянская родилась и выросла в подмосковном Сергиевом Посаде, а самарчанкой стала волею женской судьбы, выйдя замуж за самарца. Испокон веков так повелось на Руси, что родина у жены – мужнина… Еще один парадокс судьбы Юлии Славянской в том, что долгое время живя в таком намоленном православном городе, как Сергиев Посад, будучи профессиональным музыкантом с высшим образованием и пробуя себя в самых различных вокальных жанрах, включая эстраду, Юлия по-настоящему обрела свое творческое лицо в Самаре, став исполнительницей духовных песен на собственную музыку. Это произошло во многом благодаря бабушке Юлиного мужа – глубоко верующей женщине Пелагее Филлиповне, за свою жизнь накопившей в поездках по святым местам православия множество текстов духовных стихов и как-то попросившей Юлию напеть эти тексты. «Как напеть?» – растерялась поначалу Юлия. «А как хочешь – так и напой…»
- Думаю, что просьба Пелагеи Филипповны упала на благодатную, подготовленную почву моей души, - размышляет Юлия. – Ко времени этой просьбы я повзрослела, много передумала, испытала стресс от расставания с родным Сергиевом Посадом…Живя в Сергиевом Посаде, я окончила в Москве прославленный ГИТИС (диплом мне вручала сама знаменитая прима Вахтанговского театра Юлия Борисова – кстати, моя полная тезка, ведь Славянская – мой сценический псевдоним!). Гитисовская школа дала мне много. У нас преподавали прекрасные актеры. В частности, известный телеведущий, конферансье Олег Марусев, ныне актер московского театра Луны. А набирал наш курс ныне, к сожалению, покойный Борис Брунов, выдающийся конферансье, обладавший талантом ставить старинные русские песни так, что они как бы обретали второе рождение и начинали звучать по-новому…
- Живя в Сергиевом Посаде, я пела в народном хоре, занималась бардовской песней, записала в Москве альбом песен в попсово – народном жанре, в 90-х годах стала лауреатом Всероссийского фестиваля авторской песни, имела много единомышленников…
- Не могу сказать, что я выросла в воцерковленной семье. Мой папа был офицером, сейчас он подполковник в отставке. Хотя бабушка окрестила меня в 14 лет, в нашей семье не было принято говорить о Боге. Тем не менее родители мои не были воинствующими атеистами и были строги к нам, детям, когда речь шла о нравственности и порядочности. Сегодня мой папа все более и более проникается духом православной веры. Многие духовные тексты исполняемых мною песен он привозит мне из поездок по святым местам…
- В одной из песен вы поете: «Господи , помилуй! Господи, прости! Помоги мне,
Боже, крест свой донести!…» А как все-таки вы сами определяете музыкальный жанр, в котором работаете?
- Жанр сегодня достаточно редкий - православная духовная песня. В этом жанре работают сегодня не многие – Жанна Бичевская, иеромонах Роман, Ирина Скорик, Олег Скобля, Светлана Капылова, Ирина Шестун… Кто-то из них исполняет духовные песни а капелла, кто-то под фортепиано или используя современные аранжировки.
- Я пою духовные песни на музыку собственного сочинения под гитару, что может быть менее академично, нежели под фортепиано, но зато значительно расширяет аудиторию, особенно молодежную. За молодежь душа болит, потому что растлевать нашу молодежь сегодня куда больше желающих, нежели говорить молодым о вещах несуетных и вечных. О духовных песнях протоиерей Николай Гурьянов сказал, что они есть проповедь самому себе. Духовные стихи появились на Руси после Крещения. Они развивались параллельно русскому фольклору и устному народному творчеству. Не обходилось, конечно, без взаимопроникновения жанров, потому в духовных песнях есть элементы былин, народного эпоса, сказаний…
- Тексты внебогослужебных песнопений, которые лежат в основе моих песен, в старину пели старцы в монастырях (той же Оптиной пустыни). А от старцев духовные стихи узнавали паломники и разносили их по всей России. Духовную поэзию несли в русский народ и странники Божии – калики перехожие, благодаря которым духовные песни шли в народ, звучали не только в монастырях, но и на народных гуляниях, ярмарках. ХVII и ХVIII века на Руси – это время расцвета духовной поэзии. Народ пел духовные стихи, канты, псалмы на праздниках, на отдыхе, на работе… После революции, понятное дело, пение духовных стихов стало домашним пением, да и то не во всех семьях. Сегодня этот жанр возрождается, правда, не так быстро, как того хотелось…
- Духовные песни, если говорить образно – это для людей монашествующих и аскетичных, - краткий отдых души, а для людей мира суетного – труд души. Авторы многих исполняемых мной стихов безымянны, что ничуть не преуменьшает духовной значимости текстов и тем более их временной актуальности, ведь душа, о которой поется в этих песнях, - понятие вечное. Однако есть в моем репертуаре, к примеру, песня на слова Иоанна Златоуста «Слава Богу за все»…
- Повествовательный характер многих исполняемых мной песен носит к тому же еще просвещенческий характер для слушателей, не обремененных знанием основ православной культуры. Нынче в музыке засилье и переизбыток развлекухи, а ниша серьезного духовного музыкального жанра практически свободна…
- Тем не менее, предвидя ваш вопрос, отвечу, что пробиться к слушателям нелегко. Именно к слушателям, потому что я в первую очередь хочу, чтобы песни мои звучали, а уж то, будут ли меня при этом видеть слушатели, - мне не столь важно. Хотя опыт концертной деятельности у меня не малый ( доводилось много выступать, еще живя в Подмосковье), но к самарской публике я вышла совсем недавно, после знакомства с заведующей регентским отделением Самарской духовной семинарии Ириной Анатольевной Подоровской. Она услышала мой диск, и меня сначала попробовали на малой сцене в семинарии с композицией «Бог есть любовь» (режиссер Галина Томилина). А потом стали приглашать для участия в пасхальных и крещенских концертах, на выступления в детских домах и колониях.
- Ирина Анатольевна посоветовала мне взять аккомпаниатора для лучшего звучания и порекомендовала Алексея Писарева, с которым мы теперь выступаем. Раньше Алексей с большим успехом выступал в ансамбле «Свет», существовавшем при Самарской семинарии.
- Не было опасения творческой конкуренции со стороны столь профессионального партнера по сцене?
- Я очень ценю в Алексее Писареве созвучность понимания того, что мы делаем на сцене. Только единое понимание в творческих вопросах порождает творческое доверие. Помимо гитары, на наших концертах звучит флейта.
- Не могу гарантировать, что в будущем мы не задействуем в своих выступлениях те же старинные русские гусли, как настоятельно советуют нам многие слушатели. Но молодежной части аудитории, до которой особенно важно достучаться, все же доступнее эстрадные аранжировки. Однако, несмотря на то, что в моих альбомах присутствуют эстрадные аранжировки духовных песен, я стараюсь, чтобы исполняемые мной песни по духу и внутреннему смыслу не «дрейфовали» в сторону эстрады. На репетициях мы не только советуемся, но и спорим с Алексеем, к мнению которого я прислушиваюсь. Алексей Писарев не только талантливый музыкант, но и тонко чувствует слово, пишет стихи…
- А насколько глубоко чувствуют духовные песни, к примеру, слушатели колоний, где вы выступаете?.. Не относятся ли они к духовной поэзии как к очередному «загрузу»?
- Не надо недооценивать публику, она всегда отличит настоящее от подделки. А заключенные тем более благодарные слушатели. Очевидно, удаленость от житейской суеты помогает им лишний раз подумать о жизни, прислушаться к своей душе, что-то переосмыслить и тем более приблизиться к Богу. Архиепископ Самарский и Сызранский Сергий старается, чтобы при каждой колонии был хотя бы небольшой храм, чтобы заключенные могли причащаться, исповедоваться, чтобы не ожесточались душой.
- Очень благодарными слушателями являются также ветераны войны, инвалиды, воины-афганцы… Помнится, когда мы выступали на Крещенском концерте, проводимом Фондом милосердия и здоровья, у нас случилась техническая накладка. В холле ОДО открыли двери, от мороза гитары расстроились и перестали звучать. Мы, конечно, сделали в этих условиях все, что могли, но запаниковали перед выходом на сцену…Позже выяснилось, что технические накладки, удручавшие нас, людей вовсе не отвлекали от главного, потому что как бы ни были всемогущи законы сцены, душевный контакт с залом превыше всего…
- Юлия, есть ли в вашем творческом активе записанные альбомы?
- В 2002 году я записала свой первый альбом «Пробудись, душа!». Скоро по благословению Архиепископа Самарского и Сызранского Сергия выйдет в свет второй мой диск, куда войдут новые песни. В том числе на стихи русских поэтов-классиков – « Благовест» (А.К. Толстой), «Дорога» (М.А. Дмитриев), «Молитва Ангелу-Хранителю» ( П.А. Вяземский)…
- Эти стихи, написанные в ХIХ веке, словно для нашего времени созданы! Песни на стихи классиков дополнены в альбоме песнями «Черниговский Скит» и «Часовенка» на стихи нашего с вами современника насельника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры игумена Виссариона (Остапенко). Еще не вышел в свет второй диск, а уже собираются песни на третий. Мой духовный отец иерей Сергий Гусельников подарил мне как-то сборник своих стихов «В ожидании Пасхи». Так родились песни «Пасха» и «Весеннее утро». Я счастлива, что репертуар подбираю сама и пою то, что мне близко.
- Собственно, невозможность влиять на свой музыкальный репертуар и была одной из причин, по которой я рассталась с эстрадным направлением. Я попробовала себя в самых разных вокальных жанрах, но православная песня мне ближе всего. Отдельно хочу поблагодарить А. Е. Шишкина, одного из организаторов фестиваля «Символы Великой России», за понимание духовных песен и поддержку православного пения.
Беседовала Диана Кан, газета САМАРСКАЯ НЕДЕЛЯ №22 (1064), 01.06.2007г.
Культура
01 июня 2007
// Интервью
Интервью газете "Самарская неделя".
- Комментарии
Загрузка комментариев...