Певицу Юлию Славянскую в Сургуте ждали многие. Об этом свидетельствует полный зрительный зал на концерте исполнительницы духовных песен. Глубокие тексты, оригинальные напевы, потрясающий голос – все это певица дарила в вечер концерта своим слушателям. О том, как она пришла к жанру духовной песни, Юлия рассказала корреспонденту СИА-ПРЕСС.
- Знакомые и близкие в начале вашего творческого пути отговаривали петь в жанре духовной песни?
- Не все, но отговаривали. Запомнила фразу: «Если бы ты сейчас пела шансон, то тебя бы уже все знали». Ведь в жанре, в котором я пою, очень тяжело пробиться.
- Почему вы все-таки не связали свою жизнь с театром, ведь вы закончили факультет актерского мастерства в ГИТИСе?
- Я думаю, что это промысел божий. Изначально я занималась авторской и народной песней. Когда же получила специальность «актриса эстрады» после окончания ГИТИСа (сейчас Российская академия театрального искусства), то думала, что буду связана с эстрадной песней. И так получилось, что я даже в те времена под псевдонимом Ульяна записала кассету. Ее тираж быстро «разлетелся» и мои продюсеры предложили мне подписать серьезный договор. А так получилось, что в это время я влюбилась в своего будущего мужа Владимира (он был из Самары). Так вот, по этому договору мне пять лет нельзя было выходить замуж. Тогда я сказала папе: «Папа, ты знаешь, мы уже обсуждали, что если в договоре будет что-то для меня очень жесткое, то я выберу семью». И папа сказал: «Как решила – так и решила». Потом я уехала в Самару. Конечно, очень тяжело было первое время. Муж мне пытался помочь - организовал студию звукозаписи, чтобы я как-то была все-таки связана и с музыкой и со словом. Я продолжала заниматься любимым делом и это очень мне морально помогало. Вскоре я познакомилась с бабушкой мужа Пелагеей Филипповной. Она была истинно верующим человеком. У меня стали рождаться песни на духовные тексты, которые она предлагала мне напеть. Видно, так было предрешено. Я очень благодарна бабулечке. Сейчас ее с нами нет. Царство ей Небесное.
- Чем обусловлено то, что вы взяли псевдоним Ульяна, а не какое-то другое имя?
- Мне тогда дали этот псевдоним. Продюсеры собирали женскую группу под названием «Девичник» (как я узнала позже, она существовала и без меня). Мне просто сказали: «Вы будете Ульяной». Я пела те песни, которые мне там давали. И очень переживала, потому что некоторые их них мне совершенно не нравились и не подходили. А сейчас я очень счастлива, что могу сама выбирать тексты, сама писать на эти тексты музыку и никто мной не руководит. Это – большое счастье.
- Скажите, какая была необходимость брать сценический псевдоним «Славянская»? То есть, почему вы вообще взяли псевдоним, а не остались при своей фамилии?
- Моя девичья фамилия Борисова – театральная. Так получилось, что Народная артистка СССР Юлия Борисова вручала мне диплом после окончания ГИТИСа. Такое никогда не забывается. Моя фамилия по мужу мне тоже очень нравится. Но когда я начала свою самостоятельную творческую деятельность, то стала задумываться: «Кто же я?». Дело в том, что подсознательно каждый человек связан со своим родом, нас тянет к своим национальным истокам. Я – русская, я – русая, я – славянская. И фамилия Славянская уже как-то приросла ко мне. И даже в духовно-просветительском центе «Кириллица», где я преподаю, я известна как Славянская. Иногда, честно говоря, забываю, какая у меня фамилия по паспорту, и все время подписываюсь псевдонимом. Я полюбила свой псевдоним. Он не даст мне забыть моих предков.
- Жанр духовной песни достаточно специфический. Где вы черпаете вдохновение? Какое условие обязательно для того, чтобы вы могли написать тексты песен или музыку?
- Мне всегда было интересно, как и когда рождаются песни. Я раньше думала, что больше песен рождается тогда, когда в душе какое-то переживание, когда тебе неспокойно, тревожно или даже плохо. В принципе, оно, наверное, так и есть – в страданиях больше появляется песен. Но у меня, даже когда все комфортно и хорошо, когда я окрылена чем-то, тоже рождается музыка. Сама тексты не пишу. Стихи же приходят ко мне из разных источников. Бывает так, даже просто в интернете читаю текст и понимаю, что все, он меня зацепил до того, что мурашки по коже бегут. И если он сейчас даже не зазвучит, то я все равно когда-нибудь к нему вернусь. То есть не сразу все приходит, а бывает что и сразу. По-разному, в общем. Главное, чтобы в душе всегда была любовь к Богу, к людям и Родине.
- На какой музыке вы воспитывались?
- Я выросла на авторской песне. Это музыка Вадима Егорова, Александра Городницкого, Юрия Визбора и других прекрасных наших бардов. У меня папа – военный физик (романтик), мама – биолог. Их встрече и любви помогла гитара. В нашем доме звучали также и романсы, и народные песни, а также прекрасные песни о войне и патриотизме. Их пел папа и его друзья – офицеры. Мама более 30 лет поет в фольклорном ансамбле «Московия» (город Сергиев Посад). И мы с сестрой тоже там пели. Кстати, когда я жила в Сергиевом Посаде, то работала в центре авторской песни и ездила на Грушинский фестиваль, который проходил под Тольятти. Я очень люблю авторскую песню, да и народную тоже не меньше.
- А нет ли желания переехать из Самары в Москву, где, так скажем, больше перспектив?
- Желания нет. Я очень рада, что я попала именно в Самару. У меня была возможность остаться жить в Москве, потому что родители живут в Сергиевом Посаде, а сестра в Москве. Но кто знает, что бы было, если бы я там осталась? Ведь я там рядышком с Москвой жила, а песни духовные не писала. А как в глубинку уехала, они начали рождаться. Да и в Самаре суеты нет. Я очень люблю в этом городе на трамвайчике не спеша проехать, без пробок.
- В Самаре вас узнают, в том же трамвае, например?
- Вы, знаете, я в Самаре не всем известна. Известна только тем, кто ходит на православные выставки, концерты, интересуется духовной жизнью города. То есть известна я по большей части в православных кругах. А так, чтобы меня каждый знал, – нет. Хотя, конечно, бывает, что узнают, но редко.
- В одном из ваших интервью, вы говорите, что хотите жить правильно. В вашем понимании правильно – это как?
- Жить в браке, жить по совести, воспитывать детей. Конечно, моему мужу тяжело жить с женой, которая гастролирует. Но все равно я дома стараюсь все успевать. И никуда не деться от сохранения уюта и беготни одновременно. А в моем случае это все нужно делать в два раза быстрее.
- Какое у вас отношение к тому, что сейчас происходит на эстраде?
- Конечно, меня это печалит. Потому что эфир заполнен информацией, которая для развития людей большой ценности не имеет. Эта информация часто негативная. Она ведет, по моему мнению, личность человека к разрушению. Если какие-то вещи бывают удачные на эстраде, то я, правда, искренне радуюсь. Но в последнее время популярны перепевания – одно и то же поют одни и те же артисты. Но хотя был проект «Голос». Я его с удовольствием смотрела и слушала. Но все равно жалко, что все перепевается и нового ничего не рождается. Чувствуется, что остановились. Я думаю, что в глубинке жемчужин и алмазов (талантов) очень много, но им очень тяжело прорасти. Потому что шоу-бизнес – это такая машина, которая может раздавить. Хотя бывает, что кто-то прорывается к определенному возрасту, как Денис Майданов, например. Мне кажется, что на Западе в этом плане по-другому все, побыстрее. А у нас нужно пройти много этапов. Но с другой стороны, как раз сегодня думала о том, что, может быть, так оно и должно быть. Если бы не было этих страданий и переживаний, этой лестницы, то этот человек не родил бы столько песен. Я говорила уже, что в страдании больше рождается песен.
- Но если взять шоу по центральным каналам, где, как вы говорите, «одно и то же и одни и те же», их же все равно смотрят люди. Как думаете, почему это нравится зрителям?
- Их ставят перед фактом. Все шоу – это развлекательный жанр. Их можно посмотреть на кухне, когда что-то делаешь. К тому же не надо подключать голову. Нас просто приучили к шоу. Что далеко ходить? Даже на фестивалях у нас и то все говорят: «Ой, вы знаете, надо шоу сделать», на что я говорю: «Вы знаете, это духовный репертуар, какое тут шоу?» А мне отвечают: «Нужны красивые платья, свет». Так приучили на экране. А я считаю, настоящий артист это тот, кто без шоу вышел и спел. Может быть, под гитару или под другой инструмент, а может быть и вообще акапельно. Спел – и все, у всех мурашки по коже. А если убрать всю эту мишуру шоу, то что останется на эстраде?
- Получается, если везде хотят шоу, то у нас в России духовные песни не востребованы?
- Я думаю, что востребованы. Может быть, не в полной мере, как хотелось бы. Исполнителям, которые работают в этом жанре, очень тяжело – не то что пробиться, а выйти к слушателю! Потому что, как правило, люди сами этим занимаются, конечно, с Божьей помощью. Мне, например, в организации концерта в Самаре батюшка помогает, мой папа, иногда еще кто-нибудь. Но очень тяжело самим все это делать. И спасибо концертному агентству «Сургут-концерт» и газете «Новый Город» за организацию концерта в Сургуте.
- Какой этап в подготовке концерта вам легче всего преодолеть?
- Не знаю, что легко. Все сложно. Например, записать песню. Но в этом и радость, в этой сложности. Бывает так, что песня может быть быстро записана. У меня, как правило, это серьезный репертуар, и быстро его подготовить я не могу. Сейчас работаю над песней «Плач Богородицы», она очень тяжелая, как «Завещание матери». Бывает, что по три месяца записываешь песню, потому что это все надо выстрадать, надо «впеться». Но это и радость, что занимаешься любимым делом, что ты делаешь так, чтобы каждое сердечко забилось более учащенно и, может быть, слеза покатилась.
- Оказывает ли вам церковь поддержку в организации концертов?
- Протоиерей Сергий Гусельников в Самаре меня благословляет на все мероприятия, дает советы, мы с ним очень многое обсуждаем, даже бывает и по текстам и по музыке. Он в курсе всех моих дел. Бывает, что я в Курск приезжаю. Там благочинный отец Василий всегда меня ждет. В Костроме батюшка Андрей Логвинов помогает, а также приглашает на фестивали. То есть помощь идет как-то больше в лице отдельных батюшек. Церковь это или нет? Мне кажется, это зависит в данном случае от человека.
- То есть поддержка скорее духовная, а не материальная?
- Да. И я в свою очередь всегда принимаю участие в концертах епархии на благотворительных началах. Никогда не отказываюсь.
- Вы с Жанной Бичевской поете в одном жанре, а лично вы знакомы?
- Нет. Но я ходила к ней на концерт и когда-то ей дарила диск «Пробудись, душа!» (мой первый альбом). На нем я написала слова благодарности и свой телефон. Так мне хотелось получить на начальном этапе поддержку от маститых и преодолевших многое людей, чтобы сказали: «Вам можно дальше идти». И дай Бог им еще много хороших песен и многих лет жизни. Я всегда с удовольствием прихожу на концерты Светланы Копыловой, Евгении Смоляниновой. В общем, стараюсь общаться.
- Вас иногда сравнивают с Жанной Бичевской…
- А нас и будут сравнивать. Почему? Потому что Жанна Бичевская – первая из женщин, кто под гитару начал исполнять духовные песни. (А вообще первым вынес на эстраду духовную песню иеромонах Роман (Матюшин)).
- Получается, что уже жанр как таковой вас объединяет, да и содержание некоторых текстов тоже.
- Какое-то сходство, конечно, есть, ведь мы все-таки поем в одном жанре. Но есть гораздо больше отличий, которые вы, несомненно, увидели на моем концерте.
- А все-таки не обидно, когда идет сравнение?
- Когда меня сравнивают с талантливыми артистами, приносящими пользу людям и Отечеству, то я в этом комплексов не чувствую. Я только рада.
- Что вас привлекает в православии?
- Это вера моих предков. Другое дело, что мы почти сто лет жили в безбожии, и не настолько крепка и тверда была вера. А сейчас люди начинают становиться на путь веры. Потому что если мы сейчас не встанем на этот путь, то хорошего ничего не будет. Я православный человек и не ищу, что меня привлекает в моей вере. Я рождена в России и очень люблю все, что связано с православием.
- Какая-то еще религия вам интересна, помимо православия?
- Когда я училась в институте, то приходилось знакомиться с разными религиями, правда, по чуть-чуть. Но, честно говоря, душа лежит только к православию. У нас сейчас есть много прекрасной литературы о православии. Даже художественной литературы много. Молодежи полезно будет почитать инока Всеволода (Филипьева). Думаю, в сознании у молодежи изменилось бы многое. Книги написаны на основе патриотизма и веры. Современность современностью, но потом все приходят все равно к укреплению веры и к пониманию того, что мы все под Богом ходим. И кстати, упование на то, что как я как захочу, так оно и будет – неверно. Ни одной волосинки без воли Господа не падает с головы.
- Вы считаете, что все предопределено заранее?
- Я думаю, что да. Конечно, надо со своей стороны стараться делать все, что от тебя зависит: не лениться, все делать по совести. Но больше полагаться на милость Божью. Взять и положиться – это так тяжело. И мне, наверное, как и многим, этого не хватает. Вот просто взять и положиться, сказав: «Господи, все по воле твоей». Я пытаюсь почувствовать знаки. Когда что-то посылается, то я начинаю по-другому переосмысливать происходящее. Значит, это не просто так произошло. Я всегда анализирую: за что и почему. Все это приходит к нам свыше. Поэтому, каждый должен пытаться увидеть знак. Как у Николая Гумилева написано: «Господи, дай мне знак, что я волю понял твою». То есть так хочется волю эту понять, правильно ты делаешь или неправильно.
- Как думаете, на улицах России приемлемо ли носить девушкам, исповедующим ислам, хиджабы? Или религиозные традиции и обычаи должны оставаться на их территории?
- Понимаете, если бы мы, православные ходили в платочках (сейчас ведь много подобных головных уборов) то таких вопросов не возникало бы. С одной стороны, мы православная страна, и нужно уважать православие. Но рядом с русским народом столько наций, и они уже растворились в нас…
- То есть это ошибка со стороны России?
- Ну почему же ошибка. Может быть, наша страна и не была бы такой великой. Дать тепло всем только Россия смогла. С другой стороны, мне кажется, что не надо к девушкам в хиджабах быть настроенными негативно. Каждый должен иметь свое лицо и достойно нести свою веру.
Анна Рекке, 01.04.2013г.
«Каждый должен нести свою веру».
01 апреля 2013
// Интервью
Интервью сургутскому изданию СИА-ПРЕСС.
- Комментарии
Загрузка комментариев...